Важная информация
Уважаемые родители и обучающиеся! : В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, в нашей школе приняты меры по профилактике распространения короновирусной инфекции COVID-19. Администрация школы рекомендует родителям обеспечить детей питьевой водой!
Продление каникул: По согласованию с Главным государственным санитарным врачом республики принято решение о продлении сроков осенних каникул на два дня в целях увеличения временного промежутка по разобщенности детей до 14 дней. Министерство образования Республики Мордови
Дистанционное обучение
Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Новости

16.11.2016     |     946

Круглый стол на тему: « Работа над интонацией на уроках сольфеджио, вокала, хора»


Причины «нечистой» интонации у детей

 

            Седьмого ноября 2016г. в нашей школе  проходил круглый стол  на методическом объединении теоретико - хоровой секции. Тема круглого стола: « Работа над интонацией на уроках сольфеджио, вокала, хора». С докладами на эту тему выступили преподаватели отделения: Агапкина О.Н., Зинкевич Н.Н., Горбунова Н.И.

            Прежде чем начинать работу над развитием чистой интонации у детей, нужно выявить, почему дети поют фальшиво. Причины неточного интонирования интересовали музыкально-вокальных деятелей уже в начале XX век.

            Сегодня этой проблемой занимаются многие известные в стране и в мире музыканты, хоровики и теоретики, а именно: Д.Е.Огороднов, Н.А.Метлов, В.Вюнш, Л.Г.Дмитриева, М.С.Осеннева, В.Емельянов, О.П.Радынова, А.Н.Зимина и др. Так, Д.Е. Огороднов в своей работе «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» упоминает, что отсутствие координации между слуховым представлением и его воплощением голосом обусловлено «отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга – это следствие того, что ребенок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. То есть, Огороднов Д.Е. считает, что одна из причин неточного интонирования – отсутствие координации между слухом и голосом, и объясняется это некоторым отставанием в развитии центральной нервной системы.

           Также данную причину упоминает Н.А.Метлов – ведущий педагог-музыкант, исследователь в своей работе «Музыка – детям».

           Осеннева М.С. – педагог-музыкант, разрабатывая методику работы с детским вокально-хоровым коллективом, обращаясь к вопросу о причинах «гудения» и неточного интонирования, выделяет среди основных причин – «несогласованность между слухом и голосом» (т.е. «голос» не подчиняется ушам).

           Второй причиной  является  нарушение строения голосового аппарата. Эту причину выделяют в своих работах  Н.А.Метлов, А.Н.Зимина, Н.Куликова. В частности, Метлов Н.А. сообщает, что детям с нарушением голосового аппарата необходимо вмешательство врача-ларинголога. Следующая причина «нечистой интонации» - это ограниченный диапазон голоса. Здесь потребуется не один год, зато каждый приобретенный тон и полутон позволит расширить творческие возможности ребенка и будет маленькой победой ученика и учителя.

            Неумение петь в высокой певческой позиции голосового аппарата – еще одна причина фальшивой интонации. Это обычно относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким диапазоном в пределах примарных тонов. То же происходит и с их голосом, когда такой ребенок пытается петь используется  наработанный в речи грудной механизм фонации. Нужно ему помочь выйти за пределы примарных тонов. Если правильно настроить голос такого “гудошника” на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования.. Такая внезапно открывшаяся способность у ребенка имеет для него большое воспитательное значение.

           Наблюдая за детьми в процессе певческой деятельности, я выделила ряд причин фальшивого пения, связанные с психологическим состоянием и развитием детей. Причины неточной интонации у каждого ребенка различны и индивидуальны. Но чаще всего встречаются дети, которые фальшиво поют из-за неустойчивого внимания, застенчивости, не привыкшие показывать свое умение и навыки кому-либо. Какой бы не была причина  стеснения,  нужно всегда помнить о том, что человек живет, чтобы учиться и познавать мир.

           Как известно, на развитие человека немаловажное воздействие оказывает среда, общество, где он вращается. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку в профессиональном исполнении, то и дети стараются подпевать. Их вокальные данные развиваются, повышается  общая музыкальная культура. И наоборот, если в семье  не звучит хорошая музыка, то  дети не получают никакого музыкального опыта, что может быть тоже причиной нечистой интонации.

          Как показывает практика, не у всех фальшиво поющих детей одинаковый уровень развития интонации голоса. Педагогу необходимо знать, на каком уровне она развита  у ребенка. Поэтому в начале обучения я  провожу диагностику музыкальных способностей ребенка. Она проводится в форме прослушивания. Я  предлагаю ребенку спеть фрагмент песни по выбору. Если ребенок затрудняется это делать, то я пою ему небольшую музыкальную фразу и прошу ее повторить. По тому,  как ребенок справляется с заданием, можно судить об уровне развития певческой интонации ребенка.

Преподаватель МБУДО "ДШИ №8"  Зинкевич  Н. Н.

К списку
Создано: 02.12.2016 10:46:13   |   Изменено: 02.12.2016 10:46:13
Новости министерств:
Новый музыкальный конкурс “Соло 01” для талантливых детей от МЧС России
22.06.2022 10:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Конкурс детского рисунка «Пожарам – НЕТ!»
23.03.2022 14:50:43  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Установи дома пожарный извещатель – защити себя и своих близких!
05.11.2020 12:21:22  |  Главное управление МЧС России по Республике Мордовия
Новости управлений и ИМЦ:
семинар учителей истории и обществознания г.о. Саранск
15.05.2024 14:25:57  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
Муниципальный конкурс «Юный предприниматель»
26.04.2024 16:27:19  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
X городской конкурс исследовательских работ «Бабушкин сундук»
25.04.2024 13:00:00  |  МУ «Информационно-методический центр», Саранск
написать комментарий
*Псевдоним *e-mail
 
Защита от автоматического заполнения
CAPTCHA
обновить изображение
Введите слово с картинки*:
Отправляя комментарий к новости, я прочитал(а) "Соглашение об обработке персональных данных", принимаю его и даю свое согласие на обработку своих персональных данных.
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Отчетный концерт вокально-хоровых дисциплин "Весенние мелодии"
Интересный факт
Музыка делает тебя отзывчивее и добрее. Психологический эксперимент показал, что люди, которые регулярно слушают любимые песни, в 5 раз чаще оказывают помощь и совершают добрые поступки.
Фотографии