Уважаемые родители и обучающиеся! : | В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране, в нашей школе приняты меры по профилактике распространения короновирусной инфекции COVID-19. Администрация школы рекомендует родителям обеспечить детей питьевой водой! |
Продление каникул: | По согласованию с Главным государственным санитарным врачом республики принято решение о продлении сроков осенних каникул на два дня в целях увеличения временного промежутка по разобщенности детей до 14 дней. Министерство образования Республики Мордови |
Новости
Круглый стол на тему: « Работа над интонацией на уроках сольфеджио, вокала, хора»
Причины «нечистой» интонации у детей
Седьмого ноября 2016г. в нашей школе проходил круглый стол на методическом объединении теоретико - хоровой секции. Тема круглого стола: « Работа над интонацией на уроках сольфеджио, вокала, хора». С докладами на эту тему выступили преподаватели отделения: Агапкина О.Н., Зинкевич Н.Н., Горбунова Н.И.
Прежде чем начинать работу над развитием чистой интонации у детей, нужно выявить, почему дети поют фальшиво. Причины неточного интонирования интересовали музыкально-вокальных деятелей уже в начале XX век.
Сегодня этой проблемой занимаются многие известные в стране и в мире музыканты, хоровики и теоретики, а именно: Д.Е.Огороднов, Н.А.Метлов, В.Вюнш, Л.Г.Дмитриева, М.С.Осеннева, В.Емельянов, О.П.Радынова, А.Н.Зимина и др. Так, Д.Е. Огороднов в своей работе «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» упоминает, что отсутствие координации между слуховым представлением и его воплощением голосом обусловлено «отставанием развития соответствующих частей коры головного мозга – это следствие того, что ребенок просто не справляется со своим голосовым аппаратом, не умеет правильно формировать певческий звук. То есть, Огороднов Д.Е. считает, что одна из причин неточного интонирования – отсутствие координации между слухом и голосом, и объясняется это некоторым отставанием в развитии центральной нервной системы.
Также данную причину упоминает Н.А.Метлов – ведущий педагог-музыкант, исследователь в своей работе «Музыка – детям».
Осеннева М.С. – педагог-музыкант, разрабатывая методику работы с детским вокально-хоровым коллективом, обращаясь к вопросу о причинах «гудения» и неточного интонирования, выделяет среди основных причин – «несогласованность между слухом и голосом» (т.е. «голос» не подчиняется ушам).
Второй причиной является нарушение строения голосового аппарата. Эту причину выделяют в своих работах Н.А.Метлов, А.Н.Зимина, Н.Куликова. В частности, Метлов Н.А. сообщает, что детям с нарушением голосового аппарата необходимо вмешательство врача-ларинголога. Следующая причина «нечистой интонации» - это ограниченный диапазон голоса. Здесь потребуется не один год, зато каждый приобретенный тон и полутон позволит расширить творческие возможности ребенка и будет маленькой победой ученика и учителя.
Неумение петь в высокой певческой позиции голосового аппарата – еще одна причина фальшивой интонации. Это обычно относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования. Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким диапазоном в пределах примарных тонов. То же происходит и с их голосом, когда такой ребенок пытается петь используется наработанный в речи грудной механизм фонации. Нужно ему помочь выйти за пределы примарных тонов. Если правильно настроить голос такого “гудошника” на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать, хотя и непривычным для него тоненьким голосом за счет фальцетного режима голосообразования.. Такая внезапно открывшаяся способность у ребенка имеет для него большое воспитательное значение.
Наблюдая за детьми в процессе певческой деятельности, я выделила ряд причин фальшивого пения, связанные с психологическим состоянием и развитием детей. Причины неточной интонации у каждого ребенка различны и индивидуальны. Но чаще всего встречаются дети, которые фальшиво поют из-за неустойчивого внимания, застенчивости, не привыкшие показывать свое умение и навыки кому-либо. Какой бы не была причина стеснения, нужно всегда помнить о том, что человек живет, чтобы учиться и познавать мир.
Как известно, на развитие человека немаловажное воздействие оказывает среда, общество, где он вращается. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку в профессиональном исполнении, то и дети стараются подпевать. Их вокальные данные развиваются, повышается общая музыкальная культура. И наоборот, если в семье не звучит хорошая музыка, то дети не получают никакого музыкального опыта, что может быть тоже причиной нечистой интонации.
Как показывает практика, не у всех фальшиво поющих детей одинаковый уровень развития интонации голоса. Педагогу необходимо знать, на каком уровне она развита у ребенка. Поэтому в начале обучения я провожу диагностику музыкальных способностей ребенка. Она проводится в форме прослушивания. Я предлагаю ребенку спеть фрагмент песни по выбору. Если ребенок затрудняется это делать, то я пою ему небольшую музыкальную фразу и прошу ее повторить. По тому, как ребенок справляется с заданием, можно судить об уровне развития певческой интонации ребенка.
Преподаватель МБУДО "ДШИ №8" Зинкевич Н. Н.